Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 21.04.2021, 19:46
Приветствую Вас Гуест | RSS

МБОУ "Антоновская СОШ им. Н.Н.Чусовского"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
makuWam

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Можно ли научить владеть словом или как «заставить» заговорить на неродном языке?
[ Скачать с сервера (38.5 Kb) ] 16.12.2012, 12:32

Можно ли научить владеть словом или как «заставить» заговорить на неродном языке?

 

Самое удивительное, счастливое в жизни состоит в открытии. А для учителя – в открытии ученика. Ученик же открывается во время общения. Главная трудность при общении на неродном языке – это научиться владеть разговорной речью, то есть уметь точно, красиво изложить свою точку зрения, отстоять своё мнение, выразить согласие и несогласие.

Можно ли научить владеть словом? Как прививается то неуловимо – тонкое, трепетное, что именуется «чувством языка»? Как развить способность излагать мысли не просто чётко, логично и стройно, но и образно и нестандартно? Вопросы, вопросы – их очень много. Они волнуют меня, призывают искать и находить новые методы и приёмы организации уроков.

Считаю немаловажным условием успешности организации творческого взаимодействия учителя с учеником умение оказывать своевременную помощь и поддержку ученику в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Применяю приёмы по проектированию характера учебного взаимодействия, использую различные формы общения (диалог, полилог, внутренний монолог), создаю ситуации успеха.

Вот уже несколько лет практикую уроки словесности как дисциплину, ориентированную на интеграцию двух школьных предметов – русского языка и литературы. Уроки словесности – уроки творчества. Их цель – научить ребёнка чувствовать, видеть слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться словом, усваивать душой слово, выражать себя в слове. В ходе освоения курса у учащихся формируется образ собственного «Я», развиваются навыки общения и сотрудничества, самооценки и саморегуляции, развиваются терпимость и способность принять чужую точку зрения. Каждый урок является своеобразной творческой лабораторией (мастерской), поэтому отличается от традиционного  школьного урока. Урок начинается с ассоциативной установки, которая помогает участникам (учащимся и учителю) настроиться на творчество, сотрудничество, необычную организацию деятельности. Например, есть такие установки:

- Представьте, что вы – цветок и растете на лугу. Идет корова, она приближается…

- Вы – мороженое. Холодильник отключен. Что будет с вами?

- Вы – яблоко. Лежите на полке в магазине. Вас никто не покупает…

Дальше начинается очень интересный этап урока – рефлексия. Дети с большой радостью делятся со своими впечатлениями, учась ставить себя на место необычных существ, предметов. Одним из эффективных методов стимулирования заинтересованности учащихся является игра-установка «Я - … цвет», где ученик выбирает себе определенный цвет (белый, красный, розовый, зеленый и т.д.) в связи со своим настроением, исходя из желания и по принципу «Все в этом мире имеет свой цвет».

Все эти уроки строятся по правилу «Пяти пальцев» (метод Е.Н. Ильина), где можно определить 5 главных глаголов, на которых в основном строятся межличностные отношения: понимать, принимать, поддерживать, помогать, любить. В конце урока обязательно проводится заключительная рефлексия по выявлению степени удовлетворенности учащихся (прием «Закон указательного пальца»). По мере возможности стараемся использовать знания, полученные при изучении теории литературы (тропы, риторические фигуры и иные средства выразительности). Специфика курса словесности способствует активному использованию нетрадиционных видов урока:

- урок-эссе                                                  - урок-несогласие

- урок-плакат                                              - урок-экскурсия

- урок- словесное рисование                       - урок-студия

- урок-сотворчество                                   - урок-мастерская

            Для каждого урока подбираются вопросы для обсуждения и анализа. Например, по теме «Сравнения»:

  1. Зачем людям сравнивать предметы?
  2. Можешь ли ты сказать, почему луна и звезды похожи на маму с детьми?
  3. Человек похож на книгу?
  4. Велосипед похож на очки?
  5. Можно сравнить птичку и свободу?
  6. Весна похожа на радость?
  7. Что общего между радостью, печалью, грустью, восторгом?
  8. Чем отличаются вода и дождь?
  9. Твоя мысль о пятерке и пятерка в дневнике?

В 5-6-7 классах уроки словесности помогают развитию качеств полноценного читателя: активный читатель, вдумчивый читатель, перечитыватель, соавтор. С 8 класса курс словесности вплетается в программу русской литературы и помогает осуществлению творческого подхода к организации уроков литературы. В ходе совместной деятельности с учениками разработали примерную тематику творческих работ:

  1. «Гляжу на себя и вспоминаю…»
  2. «Я люблю и не люблю»
  3. «А какая зима… на вкус?»
  4. «Я – школьная парта»
  5. «Мои сны – мои мечты»
  6. «Жил на свете дождь»
  7. «Совместим несовместимое»

Я убеждена, что осмысленный повседневный опыт и есть источник развития для учеников. Материал конкретных ситуаций жизни всегда имеет для детей смысл, он тесно связан с их собственными ценностями и целями, на таком материале и можно чему-то научиться. Ученики составляют  словесную цепочку «Кто я?» и «Какой я?» и  выводят собственную формулу личности, осознают себя в различных социальных ролях (сын, брат, ученик, мальчик, якут, друг, сосед, игрок, спортсмен…). Научившись говорить (значит рассказывать о себе, представлять себя, рассуждать о себе) о собственном «Я», ученики с удовольствием занимаются следующим видом исследования, который мы условно называем «Мир вокруг нас». Я стараюсь не упускать возможности опираться на реалии контекста существования детей, ценить случай, идти ему навстречу и использовать его для продвижения учеников в постижении мира. Например, разговор о временах года можно вести через цветовое восприятие времен года, подбор ключевых слов, затем выясняем отношение каждого к определенному времени года, связывая это с настроением, именем или просто ассоциативным восприятием. Самые сокровенные мысли ученики излагают в творческих работах «О чем шепчет осенний лист?», где предметы вдруг оживают, участвуют во всех делах, «живут» рядом. Говорят, истина рождается в споре, а мы несколько переиначили это высказывание. У нас есть установка «В мире много вопросов. Не на все вопросы нужно и можно отвечать. Есть вопросы, которые стоит только задавать, в этом их ценность. Они заставляют нас думать».

            Нам, якутам, от природы присущи такие черты характера, как сдержанность, некоторая даже зажатость, скромность, граничащая с наивностью. Зачастую ученикам не хватает раскованности, и здесь мне помогают мои уроки словесности. После нескольких лет работы я ощущаю, как стало больше свободы на моих уроках. Я со своими учениками учусь прощать и понимать, ждать и терпеливо объяснять.  Однажды ученик сказал, что у него на уроке словесности «распрямляются плечи». Я верю, затем последует постепенное «распрямление» души и сердца…

            … Пора бы подводить итоги. Но точка пока никак не ставится, все хочет расплыться в многоточие, за которым – бесконечные раздумья, ошибки и редкие удачи. А еще многоточие – это приглашение к диалогу, к разговору о том, что еще нужно делать, чтобы наши ученики овладели тайной слова.

 

                                           Иванова М.М. – учитель русского языка и литературы

Категория: Мои файлы | Добавил: alexx
Просмотров: 655 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск

Copyright MyCorp © 2021