4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
- Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия организации процесса активизации восприятия художественных произведений для подростков с различным уровнем интеллектуального развития: создание эмоционального настроя для восприятия произведений искусства; опора на индивидуальные эмоциональные переживания ребенка в процессе восприятия художественных произведений, мотивирующие живой интерес к искусству; создание творческой атмосферы, рождающей ощущение эмоциональной раскованности и творческого комфорта в процессе самовыражения школьников; организация творческой деятельности во внеклассной работе, необходимой для самовыражения и самопознания учащихся; корректность и доброжелательность при оценке результатов творческой деятельности учащихся.
- Определены и научно обоснованы пути вовлечения личности ученика в творческий процесс, а это наиболее продуктивно через функционирование модели организации творческой активности подростков на уроках родной литературы и на внеклассных занятиях, направленный на развитие всей личности учащихся.
- Обоснована целесообразность использования видов творческих упражнений, заданий на уроках и внеклассных занятиях в качестве интегрирующего компонента языкового и литературного образования учащихся.
- Определены следующие выводы:
- Любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей.
- Чтобы развивать и совершенствовать глубокое, активное, полное восприятие художественного произведения нужно широко и творчески использовать метод творческого чтения, предложенного Рыбниковой М. А.
- Воображение, как синтезирующее и творчески преобразующее восприятия, представления и создающее новых образов и моделей бытия на основании воспринятых описаний, вызывает личностное включение учащихся в сюжет произведения и может стать источником активизации творческого потенциала учащихся – подростков. Методы и приемы направляются на пробуждение эмоций и чувств, от них к размышлению, творческим видам работ через субъект – субъектное общение.
- В субъект субъектном общении взрослых с детьми особое значение придается таким принципам: принятие внутреннего опыта ребенка как ценность, поддержка, эмпатия и адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого результата творчества без оценивания и осуждения
- Обучение творчеству нужно начинать с художественного восприятия и обучать необходимо в рамках этого восприятия. Для создания платформы художественного восприятия произведений нужно оживить личные впечатления учеников, связывая с ситуацией, мотивом изучаемого произведения.
- Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. Таким образом, активность является движущей силой, источником пробуждения в человеке его дремлющих потенциалов.
Трудоемкость подготовки к урокам велика лишь на стадии разработки методических и технических его компонентов. В дальнейшем же применении разработок трудоемкость становится минимальной.
Созданные в ходе работы по интеграции инновационных технологий уроки систематизируют деятельность как учителя, так и учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные подходы анализа художественного текста и написания собственных сочинений, давая учителю необходимый материал для наиболее эффективной работы.
|
- Описание педагогического опыта учителя
Урок литературы – это урок, во время которого изучается творчество, создающее образы, отражающие мир посредством этих образов. Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова. Искусство слова - не просто восприятие, а средство преобразования жизни. Его высшее назначение – развитие в человеке чувств, ума и воли, пробуждение в нем художника, творца.
Методик развития творческой активности подростков на уроках родной литературы и на внеклассных занятиях.
В рамках этой методики нами была разработана такая модель урока: « Изучение художественных произведений в 5 – 7 классах на уроках родной литературы»
Цель урока: вести учащихся через углубление, обогащение читательского восприятия и стимулирование творческого воображения к активизации творческого потенциала.
- Вступительная часть (пробуждение интереса учащихся к произведению):
- Создание целевой установки на восприятие, основываясь на жизненные впечатления учащихся, которые связаны с проблемами данного произведения.
- «Вхождение в текст» - резкий перелом в восприятии и в работе воображения, где главенствуют эмоциональные переживания и творческие домыслы. Домыслы направлены на предугадывание дальнейших событий, поступков героев и на создание желательных для читателя поступков, дальнейших судеб героев произведения.
- Чтение художественного произведения (создание образного видения):
а) выразительное и комментированное чтение учителя.
б) прослушивание текста в исполнении мастеров художественного слова.
- Работа по усвоению текста – активизация комплекса органов восприятия (слухового, зрительного) и мыслительной деятельности.
- Работа на понимание сюжета, композиции (определение «сверхзадачи», «кусков» произведения по К. С. Станиславскому), авторского замысла.
- Пересказы (творческое рассказывание эпизодов произведения от того или иного лица) и словесные рисования.
- Подготовка и выразительное чтение учащихся.
- Анализ (личностно значимое осмысление произведения):
- Проблемный анализ.
- Работа по стимулированию творческого воображения (задания с такими конструкциями «что было бы, если…», «представьте себе…», «если бы …», «как будто бы…», «вообразите, что …» и другие).
- Вопросы на углубление, обогащение и корректировки восприятия учащихся во время беседы.
- Понимание позиции автора с помощью выяснения стиля, языка и образных средств, примененных в этом произведении.
- Высказывания (рефлексия) учащихся.
- Заключительная часть (шаги к творчеству):
- Воссоздание целостности восприятия текста произведения.
- Эстетическая оценка. Вопросы, побуждающие учащихся к самостоятельному анализу и оценке читаемого произведения.
- Итоговые задания:
а) составление игр, инсценировок,
б) выразительные чтения и заучивание наизусть,
в) составление иллюстраций, сценариев,
г) творческие письменные работы (сочинения по впечатлениям или проблемного характера; домысливания сюжета произведения – продолжение или начало произведения; составление невысказанных писателем штрихов к портрету, обиходу и интерьеру, месту и др.)
д) творческие упражнения по применению образных средств, примененных в данном произведении.
Чтобы развивать и совершенствовать глубокое, активное, полное восприятие художественного произведения, используем приемы метода творческого чтения, предложенного Рыбниковой М. А. Н. И. Кудряшев уточняет метод творческого чтения: «…метод творческого чтения способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий; обучение творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам, по кинокартинам, спектаклям, рассказам, стихам и пр. – все это проявление метода творческого чтения».
Умение слушать и слышать художественное слово приводит учащихся к развитию их художественного вкуса, интереса к чтению, способности мыслить словесно – художественными образами. Как указывает Е. М. Поликарпова, чтение является сотворческой деятельностью: «Организация первичного чтения рассматривается нами как процесс активной начальной, сотворческой деятельности учащихся: процесс слушания, чтения, видения, осмысливания, вхождение в активный диалог с писателем». Как известно, писатель берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением читатель.
В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционально – эстетического воздействия произведением на учащихся и чтение, которое включает в себя разные комментарии.
В средних классах комментарии нужны, потому что, у учащихся возникают трудности в восприятии произведений в виде непонимания многих слов, которые характеризуют внутренний мир героя, и выражений, играющих важную роль в художественном тексте. При комментированном чтении в соответствии со спецификой изучаемого произведения должны включаться моменты эмоционального воздействия на учащихся, этического толкования поступков героев и мотивов в виде вопросов.
Как известно, каждый текст воспринимается читателем индивидуально с помощью определенной внутренней подготовки, напряжения мышления, чувств и воображения. Также зависит от его кругозора, литературных знаний, убеждений, интересов, жизненного опыта читателя. Помимо этого, как указывают Т. Д. Полозова и Т. А. Полозова: «Динамика, насыщенность, реактивность восприятия могут зависеть от самых различных факторов: идейно – художественные особенности произведения, его отдельных частей, глав, эпизодов; его соответствие или несоответствие, неполное соответствие жизненному опыту читателя; созвучность или несозвучность читаемого (прослушиваемого) произведения настрою, установкам, ожиданиям читателя в данный момент; близость, родственность вкусу, читательскому опыту или противодействие литературно – художественному вкусу, эстетическим потребностям и т. д.»
После чтения даются вопросы по усвоению текста – активизация комплекса органов восприятия (слухового, зрительного) и мыслительной деятельности. Такие вопросы должны не только выяснить эмоциональную реакцию школьников, осмысление содержания произведения, но и должны способствовать активизации процесса обучения и самопроверки знаний. Они выполняют функцию закрепления знаний, помогают овладевать методами логического и образного мышления, соотносить художественное содержание произведения с жизнью и жизненным опытом самого учащегося.
Первые эмоциональные впечатления учащихся от произведения и для учителя, и для самих учащихся должны стать отправной точкой анализа. Анализ должен основываться на целостном восприятии идейно – образного единства произведения и эмоциональном переживании читателя. Читатель должен откликнуться чувством на художественный текст и уметь сопереживать: радоваться, негодовать, тревожиться, сочувствовать, т. е. читатель должен развивать в себе эмоциональную отзывчивость, пылкость и точность воображения. Ученик – читатель должен увидеть, услышать весь жизненный материал, скрытый в тексте, понять намерения писателя, оценить его позицию.
Суть общения человека с литературой состоит в сопричастности, сопереживании, соразмышлении, сочувствии, сострадании. Восприятие художественного произведения всегда личностно, читатель открывает свое видение и понимание, соприкасаясь всем своим «я». Как считают Т. Д. Полозова и Т. А. Полозова: «Формирование личности под воздействием литературы осуществляется как реализация творческих способностей, духовных возможностей человека в результате и в процессе его включения в чужую жизнь, через ее открытие и освоение».
Беседа как «самый ходовой метод активизации класса» (выражение М. А. Рыбниковой) используется во всех классах. Хорошо организованная беседа в V – VII классах отвечает потребности юного читателя поговорить о прочитанном произведении, выразить свое отношение к нему, поделиться своими мыслями. Беседа дает возможность активизировать и наблюдательность, и память, и познавательную деятельность, и воображение, и эмоции учащихся. В этих классах полезно построить беседу так, чтобы на первом плане оказывались образы героев произведения, нравственные коллизии.
На уроках используем творческие задания и упражнения, которые организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков творческой, практической деятельности. Знания и умения, навыки, полученные при выполнении творческих заданий, можно считать вполне усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в изложениях и сочинениях.
По результатам наблюдений уроки, проведенные по такой модели, углубляют, обогащают читательское восприятие и стимулируют творческое воображение, т. е. активизируют творческий потенциал. Это четко прослеживается при пересказах, словесных рисованиях, высказываниях и при выполнении итоговых заданий – в творческих письменных работах.
Восприятие художественного произведения всегда личностно, читатель открывает свое видение и понимание, соприкасаясь всем своим «я». Поэтому организуя яркий и художественный процесс восприятия на таких уроках, мы стремимся создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Для нас важно состояние активности, которое мобилизует внутренние психологические процессы, многократно повторяясь, может стать качеством личности – активностью творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
|