Пятница, 15.12.2017, 19:11
Приветствую Вас Гуест | RSS

МБОУ "Антоновская СОШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационная карта педагогического опыта

 

I. Общие сведения 

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Васильев Валериан Константинович

МОУ «Антоновская СОШ им. Н. Н. Чусовского» Нюрбинского улуса.

 

Учитель

якутского языка и литературы

26 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта

 

  1. Тема педагогического опыта (ПО)

 

Развитие творческой активности учащихся V – VIII классов в процессе изучения родной литературы в якутской школе.

 

2. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 

 

 

Произошедшие за последние годы в нашем обществе резкие изменения информационной и языковой среды, а также новые задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся в школе. Резкий спад уровня чтения и литературного творчества. Новые возможности преподавания, связанные с введением новых стандартов обучения и применением ИКТ.

 

 

3. Идея изменений (в чем  сущность ПО: в использовании образовательных, коммуникативно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

 

Развитие творческой активности учащихся будет эффективным, если:

- учитель, как творческая личность, вовлекает всех своих учащихся в творческий процесс открытия мира и, открывая тем самым перспективу самостоятельно приобретать новые знания и творчески применять их в жизни;

- уроки, внеклассные и внешкольные занятия ведутся в системе, которые внутренне увязаны с методикой развития творческой активности учащихся;

- используются методы и приемы адекватные самой природе литературного творчества.

Под влиянием художественного произведения ученик может уяснить сущность явлений, изображенных в произведении и переосмысливать те или иные моменты своего поведения. Этому способствует творческий характер восприятия. Ученик, глубоко воспринимающий произведение в целостности, во взаимосвязи и взаимодействии его компонентов, объединяющих  мысль автора, его отношение к жизни, его нравственные идеи, его эстетические позиции через творческое воображение,  вовлекается в творческую работу.

 

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия организации процесса активизации восприятия художественных произведений для подростков с различным уровнем интеллектуального развития: создание эмоционального настроя для восприятия произведений искусства; опора на индивидуальные эмоциональные переживания ребенка в процессе восприятия художественных произведений, мотивирующие живой интерес к искусству; создание творческой атмосферы, рождающей ощущение эмоциональной раскованности и творческого комфорта в процессе самовыражения школьников; организация творческой деятельности во внеклассной работе, необходимой для самовыражения и самопознания учащихся; корректность и доброжелательность при оценке результатов творческой деятельности учащихся.

-  Определены и научно обоснованы пути  вовлечения личности ученика в творческий процесс, а это наиболее продуктивно через функционирование модели организации творческой активности подростков на уроках родной литературы и на внеклассных занятиях, направленный на развитие всей личности учащихся.

- Обоснована целесообразность использования видов творческих упражнений, заданий на уроках и внеклассных занятиях в качестве интегрирующего компонента языкового и литературного образования учащихся.

-         Определены следующие выводы:

  1. Любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своих творческих способностей.
  2. Чтобы развивать и совершенствовать глубокое, активное, полное восприятие художественного произведения нужно широко и творчески использовать метод творческого чтения, предложенного Рыбниковой М. А.
  3. Воображение, как синтезирующее и творчески преобразующее  восприятия,  представления  и создающее новых образов и моделей бытия на основании воспринятых описаний, вызывает личностное включение учащихся в сюжет произведения и может стать источником активизации творческого потенциала учащихся – подростков. Методы и приемы направляются на пробуждение эмоций и чувств, от них к размышлению, творческим видам работ через субъект – субъектное общение.
  4. В субъект субъектном общении  взрослых с детьми особое значение придается таким принципам: принятие внутреннего опыта ребенка как ценность, поддержка, эмпатия и адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого результата творчества без оценивания и осуждения
  5. Обучение творчеству  нужно начинать с художественного восприятия и обучать  необходимо в рамках этого восприятия. Для создания платформы художественного восприятия произведений нужно оживить личные впечатления учеников, связывая с ситуацией, мотивом изучаемого произведения.
  6. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от  стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к  удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. Таким образом, активность является движущей силой, источником пробуждения в человеке его дремлющих потенциалов. 

Трудоемкость подготовки к урокам  велика лишь на стадии разработки методических и технических его компонентов. В дальнейшем же применении разработок трудоемкость становится минимальной.

Созданные в ходе работы по интеграции инновационных технологий уроки систематизируют деятельность как учителя, так и  учащихся, создавая у каждого ученика индивидуальные подходы анализа художественного текста и написания собственных сочинений, давая учителю необходимый материал для наиболее эффективной работы.

 

5.Условия реализации изменений

(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 

 

 

 

 

Для успешной реализации представляемого ПО учителю необходимо свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, уважения, толерантности, а  любой урок делать личностно значимым для  ученика. Кроме того, важно понимание учителем «сверхзадачи» каждого урока: не предложение готовой информации, а создание творческой атмосферы. Все это требует от учителя не столько большого опыта и высокого уровня профессионализма педагога, сколько стремления развивать и воспитывать творческую личность ученика посредством предмета.

 

 

Результат изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как показывают результаты, применение ПО способствует повышению качества обучения (о чем свидетельствуют успехи учеников на олимпиадах и конкурсах, на выпускных и вступительных экзаменах). Применение ПО повышает интерес учащихся к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке, формирует коммуникативную компетентность, взаимопомощь, ответственность, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности. Систематическое использование  ПО постепенно дает каждому ученику инструмент для творческого чтения художественного текста, его самостоятельной интерпретации и развивает творческую активность, творческие способности.

 

7. Публикации о представленном педагогическом опыте

 

 

 

 

          8 статей в научных журналах, 2 методические пособия

 

 

 

  1. Описание педагогического опыта учителя

 

    Урок литературы – это урок, во время которого изучается творчество, создающее образы, отражающие мир посредством этих образов. Поэтому урок литературы должен вестись как урок искусства слова. Искусство слова -  не просто восприятие, а средство преобразования жизни. Его высшее назначение – развитие в человеке чувств, ума и воли, пробуждение в нем художника, творца.

Методик развития творческой активности подростков на уроках родной литературы и на внеклассных занятиях.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках этой методики нами была разработана такая модель урока: « Изучение художественных произведений  в 5 – 7 классах на уроках родной литературы»

Цель урока: вести учащихся через углубление, обогащение читательского восприятия и стимулирование творческого воображения к активизации творческого потенциала.

  1. Вступительная часть (пробуждение интереса учащихся к произведению):
  • Создание целевой установки на восприятие, основываясь на жизненные впечатления учащихся, которые связаны с проблемами данного произведения.
  • «Вхождение в текст» - резкий перелом в восприятии и в работе воображения, где главенствуют эмоциональные переживания и творческие домыслы. Домыслы направлены на предугадывание дальнейших событий, поступков героев и на создание желательных для читателя поступков, дальнейших судеб героев произведения.
  1. Чтение художественного произведения (создание образного видения):
  • Чтение:

а)  выразительное и комментированное чтение учителя.

б) прослушивание текста в исполнении мастеров художественного слова.

  • Работа по усвоению текста – активизация комплекса органов восприятия (слухового, зрительного) и мыслительной деятельности.
  • Работа на понимание сюжета, композиции (определение «сверхзадачи», «кусков» произведения по К. С. Станиславскому), авторского замысла.
  • Пересказы (творческое рассказывание эпизодов произведения от того или иного лица) и словесные рисования.
  • Подготовка и выразительное чтение учащихся.
  1. Анализ (личностно значимое осмысление произведения):
  •  Проблемный анализ.
  •  Работа по стимулированию творческого воображения (задания с такими конструкциями «что было бы, если…»,  «представьте себе…», «если бы …», «как будто бы…», «вообразите, что …» и другие).
  •  Вопросы на углубление, обогащение и корректировки восприятия учащихся во время беседы.
  •  Понимание позиции автора с помощью выяснения стиля, языка и образных средств, примененных в этом произведении.
  •  Высказывания (рефлексия) учащихся.
  1. Заключительная часть (шаги к творчеству):
  •  Воссоздание целостности восприятия текста произведения.
  •  Эстетическая оценка. Вопросы, побуждающие учащихся к самостоятельному анализу и оценке читаемого произведения.
  •   Итоговые задания:

а) составление  игр, инсценировок,

б) выразительные чтения и заучивание наизусть,

в) составление иллюстраций, сценариев,

г) творческие письменные работы (сочинения по впечатлениям или проблемного характера; домысливания сюжета произведения – продолжение или начало произведения; составление невысказанных писателем штрихов к портрету, обиходу и интерьеру, месту и др.)

д) творческие упражнения по применению образных средств, примененных в данном произведении.

Чтобы развивать и совершенствовать глубокое, активное, полное восприятие художественного произведения, используем приемы метода творческого чтения, предложенного  Рыбниковой М. А.  Н. И. Кудряшев уточняет метод творческого чтения: «…метод творческого чтения способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий; обучение творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам, по кинокартинам, спектаклям, рассказам, стихам и пр. – все это проявление метода творческого чтения».

Умение слушать и слышать художественное слово приводит учащихся к развитию их художественного вкуса, интереса к чтению, способности мыслить словесно – художественными образами. Как указывает Е. М. Поликарпова, чтение является сотворческой деятельностью: «Организация первичного чтения рассматривается нами как процесс активной начальной, сотворческой деятельности учащихся: процесс слушания, чтения, видения, осмысливания, вхождение в активный диалог с писателем». Как известно, писатель берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением читатель.

В практике преподавания используются два основных вида выразительного чтения учителя: чтение с целью эмоционально – эстетического воздействия произведением на учащихся и чтение, которое включает в себя разные комментарии.

В средних классах комментарии нужны, потому что, у учащихся возникают трудности в восприятии произведений в виде непонимания многих слов, которые характеризуют внутренний мир героя,   и выражений, играющих важную роль в художественном тексте.  При комментированном чтении в соответствии со спецификой изучаемого произведения должны включаться моменты эмоционального воздействия на учащихся, этического толкования поступков героев и мотивов  в виде вопросов.

Как известно, каждый текст воспринимается читателем индивидуально с помощью определенной внутренней подготовки, напряжения мышления, чувств и воображения. Также зависит от его кругозора, литературных знаний, убеждений, интересов, жизненного опыта читателя. Помимо этого,  как указывают Т. Д. Полозова и Т. А. Полозова: «Динамика, насыщенность, реактивность восприятия могут зависеть от самых различных факторов: идейно – художественные особенности произведения, его отдельных частей, глав, эпизодов; его соответствие или несоответствие, неполное соответствие жизненному опыту читателя; созвучность или несозвучность читаемого (прослушиваемого) произведения настрою, установкам, ожиданиям читателя в данный момент; близость, родственность вкусу, читательскому опыту или противодействие литературно – художественному вкусу, эстетическим потребностям и т. д.»

После чтения даются вопросы по усвоению текста – активизация комплекса органов восприятия (слухового, зрительного) и мыслительной деятельности. Такие вопросы должны не только выяснить эмоциональную реакцию школьников, осмысление содержания произведения, но и должны способствовать активизации процесса обучения и самопроверки знаний. Они выполняют функцию закрепления знаний, помогают овладевать методами логического и образного мышления, соотносить художественное содержание произведения с жизнью и жизненным опытом самого учащегося.

Первые эмоциональные впечатления учащихся от произведения и для учителя, и для самих учащихся должны стать отправной точкой анализа. Анализ должен основываться на целостном восприятии идейно – образного единства произведения и эмоциональном переживании читателя. Читатель  должен откликнуться чувством на художественный текст и уметь сопереживать: радоваться, негодовать, тревожиться, сочувствовать, т. е. читатель должен развивать в себе эмоциональную отзывчивость, пылкость и точность воображения.  Ученик – читатель должен увидеть, услышать весь жизненный материал, скрытый в тексте, понять намерения писателя, оценить его позицию.

Суть общения человека с литературой состоит в сопричастности, сопереживании, соразмышлении, сочувствии, сострадании. Восприятие художественного произведения всегда личностно, читатель открывает свое видение и понимание, соприкасаясь всем своим «я». Как считают Т. Д. Полозова и Т. А. Полозова: «Формирование личности под воздействием литературы осуществляется как реализация творческих способностей, духовных возможностей человека в результате и в процессе его включения в чужую жизнь, через ее открытие и освоение».

Беседа как «самый ходовой  метод     активизации класса» (выражение М. А. Рыбниковой)  используется во всех классах. Хорошо организованная беседа в V – VII классах отвечает потребности юного читателя поговорить о прочитанном произведении, выразить свое отношение к нему, поделиться своими мыслями. Беседа дает возможность активизировать и наблюдательность, и память, и познавательную деятельность, и воображение, и эмоции учащихся. В этих классах полезно построить беседу так, чтобы на первом плане оказывались образы героев произведения, нравственные коллизии.

На уроках используем творческие задания и упражнения, которые  организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков творческой, практической деятельности. Знания и умения, навыки, полученные при выполнении творческих заданий,  можно считать вполне усвоенными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в их высказываниях, и не только в словах и предложениях, но и в изложениях и сочинениях.

По результатам наблюдений уроки,  проведенные по такой модели, углубляют, обогащают читательское восприятие и стимулируют творческое воображение, т. е.  активизируют творческий потенциал. Это четко прослеживается при пересказах, словесных рисованиях, высказываниях и при выполнении итоговых заданий – в творческих письменных работах.

Восприятие художественного произведения всегда личностно, читатель открывает свое видение и понимание, соприкасаясь всем своим «я».  Поэтому организуя яркий и художественный процесс восприятия на таких уроках, мы стремимся создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания подростков, активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Для нас важно состояние активности, которое мобилизует внутренние психологические процессы, многократно повторяясь, может стать качеством личности – активностью творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.

 

 

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск

Copyright MyCorp © 2017