Воскресенье, 18.04.2021, 07:40
Приветствую Вас Гуест | RSS

МБОУ "Антоновская СОШ им. Н.Н.Чусовского"

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Эссе

О работе учителя математики

 

Значение математики:

Математика - часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой

деятельности не обходится без математики. Она способствует:

- овладению конкретными знаниями, необходимыми для дальнейшей жизни;

- развивает логическое мышление;

- формирует мировоззрение;

- способствует воспитанию в человеке эстетических качеств личности.

Цели математического образования:

- приобретение конкретных знаний для применения в жизни, для продолжения

образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, развитие математического мышления;

- применение математики в качестве инструмента познания мира;

- значение математики как общечеловеческой культуры.

Принципы математического образования:

- непрерывность - изучение математики на протяжении нескольких лет обучения в

школе;

- преемственность;

- вариативность методических систем;

- дифференциация - предполагает получение математического образования разного

уровня в соответствии с их индивидуальными способностями.

Содержание математического образования:

Арифметика - как база для дальнейшего изучения математики, необходимо уделять достаточное внимание и решению задач, повышению вычислительной культуры.

Алгебра - формирует математический аппарат для решения задач из математики сложных предметов, окружающей реальности. Алгебра выявляет значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одна из основных задач алгебры - это развитие алгоритмической культуры. Геометрия ­одна из компонентов математического образования для приобретения конкретных знаний о пространстве, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения, вносит особый вклад в развитие логического мышления.

Основная работа учителя с учеником проводится на уроке. Очень важным моментом является постановка цели урока. Правильно поставленная цель мобилизует учащихся на работу. Основной целью любого урока математики является обучение ученика логически мыслить и рассуждать как при изучении нового материала, так и при рассмотрении приложений изученной темы. Вокруг цели должен быть сконцентрирован весь ход урока. При изучении новой темы можно применять различные формы: рассказ, лекция или когда задаются учащимися заранее продуманные вопросы, которые требуют от ученика активной мыслительной деятельности, сосредоточенности, осознания вопросов учителя, внимательного осмысления, анализа и, наконец, обоснованного ответа, при этом учитель должен следит за активным участием в работе всех учащихся. При изложении нового материала важно учитывать особенности классов, уровневых групп: некоторые быстро схватывают, другие воспринимают медленнее. При этом важным моментом является наличие дисциплины на уроке, поддерживать интерес учащихся, активную мыслительную деятельность и участие в коллективной работе учителя с учащимися. Заинтересованность обеспечивается, когда ученик понимает полезность нового знания, узнает что-то новое. Но на некоторых уроках проводится только закрепление ранее изученного или решение задач на пройденный материал. В этом случае важен принцип применения различных форм работы, подбор задач... При проверке домашнего задания можно применять различные формы: иногда приглашать ученика к доске для решения той или иной задачи, которая вызвала затруднения, иногда обсуждать различные методы решения, иногда заранее заготовить на доске решения или при менять фронтальный обход, наиболее значимые домашние задания можно собрать для про верки и выставить оценки в журнал. Различные формы проверки домашнего задания мною были показаны на различных открытых уроках.

Подведение итогов урока играет весьма существенную роль, если на уроке рассматривался новый материал, то нужно краткое повторение основного содержания, обзор способа доказательства, связь с ранее изученным, приложения. Если же на уроке не рассматривался новый материал, то подведение итогов урока будет состоять в установлении связей между изученной темой и решением задач.

Опты работы по активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики изложен в докладе на педчтениях.

Из многолетнего опыта работы знаю, что многие учащиеся теряют интерес к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости. В этом нет ничего неестественного. Существуют ведь дети с отсутствием музыкального слуха, с нерасположенностью к естественным или гуманитарным предметам. Но это не дети с ограниченными возможностями, просто таковы их личные способности, которые необходимо найти и развить.

Меня много лет беспокоит положение с математикой в средней школе.

Всех учащихся можно разделить на группы по отношению к математике: 1 - любят, 2 - уважают, 3 - теряют, 4 - не воспринимают. Для 1 и 2 сделано и делается достаточно.

Для группы 3 математика - необходимое зло, без которого нельзя получить аттестат зрелости, поступить в вуз и заняться любимым делом, забыв всю математику, кроме арифметики. Группа 4 - достаточно многочисленна. Никакие усилия учителей не сформируют у этих учащихся восприятие математики. Львиная доля времени урока тратится на обучение групп 3 и 4. Выход может быть таким: каждый учащийся имеет право, начиная с 7 кл. подать заявление о том, чтобы его освободили от изучения математики. При выпуске в аттестации пишется: «математика в объеме 6 классов». При поступлении в вуз, где нет математики, такой аттестат принимается как полноценный. Это будущие преподаватели гуманитарных дисциплин, работники сферы обслуживания, младшее и среднее звено медицины, сельского хозяйства и ряд других. Для тех, кто ошибся с заявлением, придется продумать пути исправления.

Несколько слов о содержании учебной программы. В результате реформ 60-х, 70-х годов в про грамму были введены элементы теории множеств, векторной алгебры и высшей математики, основы дифференциального и интегрального исчисления. В результате сокращено время на изучение таких важнейших разделов математики как действия над обыкновенными, десятичными дробями, пропорции, проценты, не хватает времени на развитие вычислительных навыков. В результате всего этого учащиеся старших классов не умеют решать расчетные задачи по физике и химии, не получают достаточных знаний по арифметике, элементарной математике. На изучение математики, в результате сокращения часов, отводятся во II ступени 5 часов, а в III ступени 4 ч. В то же время собираются вводить в про грамму средней школы еще и теорию вероятности, что я считаю ошибкой. Все эти вопросы можно изучать в гимназиях, лицеях, в классах с углубленным изучением математики и полностью исключить из содержания математики общеобразовательной школы элементы высшей математики. Не хватает времени на решение текстовых задач - они рассматриваются только во II ступени, а III - нет. В результате выпускники средней школы при сдаче ЕГЭ не могут решить текстовые задачи.

Традиционно очень большие проблемы имеются в преподавании геометрии - это качество учебных про грамм, пособий, методика преподавания, содержание и построение учебников, недостаток часов.

Мое отношение к новой системе оплаты труда (НСОТ). В условиях безудержного роста цен на продуктовые, промышленные товары, коммунальные, медицинские, образовательные и другие услуги повышение зарплаты жизненно важная мера. Сама идея НСОТ отвечает требованиям времени. Но внедрение в жизнь этой идеи, на мой взгляд, имеет существенные недостатки. К оценке труда учителя нужно подходить очень осторожно, это ведь все равно, что ходить по тонкому льду или острию ножа, от этой оценки зависят трудоспособность, самочувствие, настроение и вся жизнь человека. Поэтому нужно разрабатывать критерии, которые учитывали бы все это.

Труд учителя в конце концов можно оценить тем, кого он обучил, воспитал, тем, кем стал его ученик, каким специалистом, тружеником, членом общества, семьянином, как он нашел свое место в жизни, по его отношению к труду, окружающим его людям, его взглядам на жизнь.

Эксперимент по НСОТ вводится без четких, ясных критериев, без разработанных хотя бы для экспериментального периода, четких положений, без обсуждения и предложений снизу.

По-моему мнению, стимулирующая часть должна зависеть от профессиональной деятельности педагога и должна учитывать такие виды неоплачиваемой работы как распространение опыта в разной форме, итоги олимпиад, ЕГЭ, поступление в ВУЗы, ССУЗы, участие в работе НОШ, проведение дополнительных занятий, консультаций, кружковых занятий, спецкурсов и других. А оплата за посещение встреч, собраний, участие в работе туелбэ, концерты, дежурства и др. - это в корне неправильно. Общественная работа она на то общественная, что не оплачивается, она является потребностью человека в активной жизни. А критерии, которые разработаны в нашей школе - это «палка» в руках узкого круга людей.

Завершая свои размышления о работе учителя математики, о его проблемах, о не ОТ хочется верить, что престиж учительской профессии поднимется на соответствующую ей высоту, что она будет достойно оплачиваться, что в школу придут настоящие учителя, хорошо подготовленные, любящие детей и свою профессию, чтобы учитель во все времена был УЧИТЕЛЕМ - сеятелем разумного, доброго и вечного, ради будущего наших детей и внуков.

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск

Copyright MyCorp © 2021