Среда, 21.04.2021, 23:37
Приветствую Вас Гуест | RSS

МБОУ "Антоновская СОШ им. Н.Н.Чусовского"

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
makWam

Эссе

Эссе
«Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание человек».
Эпиктет
Образование, как один из институтов социализации личности, всегда вызывает острый интерес к своему содержанию и качеству. Было много споров: Что первично? Обучение или воспитание? Что главнее? Шли дискуссии – какой объем знаний, умений, навыков должен усвоить ученик, какие качества, свойства нужно прививать ему? В последнее время появляются самые разнообразные концепции о критериях, принципах качества образования. По каким бы направлениям шли бы научные, профессиональные дискуссии все участники, оппоненты едины в одном: человек – не средство, а цель образования. Субъектом образования должен стать человек мыслящий, свободный.
В современных условиях, как никогда возрастает роль таких функций образования, как социализация и воспитание.
Социализация как необходимость социального выживания всегда убедительно показывает несостоятельность отчуждения человека от человека. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Можно быть грамотным человеком, но пассивность и безответственность в действиях сведут на нет эту ничего не стоящую грамотность. Простое накопление объема информации не означает о высокой культуре человека, о его становлении.
Вот что говорит об этом Марк Аврелий: «Кого же следует назвать образованным и знающим? Того, кто знает начало, и цель, разум, проникающий все сущее и извечно управляющий всем …» Что же сделать и как, чтобы мои ученики знали и начало, и цель, и владели всеохватывающим разумом?
Думаю, что моя задача – научить учиться. Ведь образование не только функция жизни, но и форма жизни. Значит, научить жить. Не только давать какие – то формулы, азы жизненных ситуаций, а постараться жить вместе, совместно, сотрудничать.
Развитие личности зависит от того, как гармонично сочетаются в человеке три разнонаправленные потребности, элементы, составляющие подлинное «Я». «Быть как все», «быть личностью», «быть другим». Социализация личности возможна при реализации всех этих элементов, составляющих подлинное «я».
Значит возникает следующая моя задача педагогической философии – мои ученики должны знать о своем внутреннем мире, о методах рационального регулирования собственных эмоций. Только при этом случае каждый из них может саморегулироваться, самостоятельно развиваться. Сейчас много говорят о человеке, пытаются раскрыть сущность человека, применяют ультрасовременные подходы, начиная с серьезной философии, включая педагогику, социологию, психологию. Но практически речь идет однобоко, речь идет об отдельной стороне человеческого бытия («человек экономический», «человек политический», «человек общественный», был даже термин «человеческий фактор»). А где взять такую науку, которая дала бы все ответы на вопрос: Как формировать «человека целостного»? Может и когда – то возникнет целая такая наука – «человековедение», но и сейчас можно использовать элементы кибернетики, синергетики? Синергетика, как теория саморазвития, более созвучна моим представлениям о самореализации.
Как помочь ученику достичь гармонии личности, осознать смысла своего «я».?
 Идеал живого общества – думающий, творческий человек. «Если он перестанет быть творческим существом и быть устремленным в будущее, он перестанет быть человеком» Д.С. Лихачев. Прежняя ориентация на окончательность, однозначность выводов не могла формировать у человека готовности и способности понимания, открыт всему новому. Значит только он будет способен к самообновлению, самосовершенствованию, самодеятельной активности. Так я прихожу к выводу моей очередной цели – научить сомневаться, мыслить. Седьмой год работаю над проблемой «развитие мыслительной деятельности учащихся». Формирование человека творческого, человека с вариативным типом мышления – это наша общая задача. Только человек самостоятельный, свободный может реализоваться. Однозначный, не мыслящий не может стать свободным. «Освобожденный раб легко превращается в тирана» - писал А.И Герцен. Несвободный не может дальше развиваться, помогать другим. Следовательно, как учитель отдельного предмета истории, который относиться к гуманитарным наукам, больше я должна заниматься сложнейшим ремеслом – строением человеческой души. Человек во всем его многосложии, как высшая ценность, самоцель и главное условие развитие общества заставляет постоянно искать все новые пути в сотврочесвте ученика – учителя. Двуединый процесс самореализации «в себе» человека и самореализации «продолжение себя в другом человеке» бесконечен, как и необъятна и бесконечна, беспредельна сам человеческая сущность, «Внутренние человеческие качества являются самым важным ресурсом человечества, сравнимым с теплом, энергией, которую так щедро посылает нам солнце» А. Печчеи. Разбудить эти качества, помочь развиваться, творить им в моих учениках – в этом смысл не только моей педагогической, но и жизненной философии.

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск

Copyright MyCorp © 2021